Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

средства обучения

Методические термины

СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ.

Базисная категория методики; комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. С. о. облегчают овладение языком и делают его более эффективным.

В структурном отношении выделяются:

a) С. о. для преподавателя (государственный образовательный стандарт, программа по иностранному языку, книга для преподавателя, методические пособия, справочная и научная литература);

б) С. о. для учащихся (учебник, книга для чтения, сборник упражнений, вводно-фонетический курс, пособия по развитию речи, справочник по языку, словари и др.). Существуют также две группы С. о., в одинаковой степени адресуемые и преподавателю, и учащимся: аудиовизуальные средства обучения (аудитивные, визуальные, аудиовизуальные) и технические средства обучения (звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические). С. о. образуют, как правило, типовой учебный комплекс, предназначенный для работы с конкретным контингентом учащихся и рассчитанный на определенный профиль обучения. Обязательными компонентами комплекса считаются учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение, в то время как другие компоненты призваны конкретизировать и дополнять содержание учебника, не выходя за пределы зафиксированного в программе учебного материала.

-----------------------------------

авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа, адаптивность, аос, аппликация, аудиовизуальные средства обучения (авсо), аудиовизуальные технические средства обучения, аудиоматериалы, аудитивные средства обучения, аутентичные материалы, банк заданий, библиотека электронная, букварь, веб-сайт учебный, взаимодействие «человек - компьютер», видеограмма, видеоконференция, видеокурс, видеофонограмма, видеофрагмент, видеохрестоматия, визуальные наглядные пособия, визуальные опоры, визуальные технические средства обучения, виртуальная аудитория, виртуальная образовательная среда, виртуальная реальность, виртуальная языковая среда, внешняя наглядность, внутренняя наглядность, вычислительная машина электронная, гипермедиа, государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному, государственный стандарт общего образования, грамматики ортологические, графическая наглядность, графопроектор, деловая игра, диалогический текст, диапозитив, диапроектор, диаскоп, диафильм, дидактическая игра, динамическая наглядность, дистантное обучение, дистанционное обучение, дистанционный курс, европейский языковой портфель, задание лабораторное, закрепление, замкнутая система телевидения, занимательность, запечатление, заучивание, звукозапись, звукосветотехнические средства обучения, звукотехнические средства обучения, зона ближайшего развития, зрительная наглядность, игра, игра деловая, игра обучающая, игра ролевая, игровая терапия, идентификация, идеограмма, изложение, иллюстрация, инженерная психология, интеллект, интерактивная доска, интерактивные средства обучения, интерактивный режим, интернет, интернет-конференция, интернет-общение, интернет-технологии, интерфейс, информационно-коммуникационные технологии, информационные ресурсы, информационные технологии, кабинет технических средств обучения (ктсо), кадр, кадр учебный, картинные словари, кейс, кинокольцовка, кинопроектор, кинофрагмент, кинохрестоматия, класс лингафонный, классная доска, книга для преподавателя, книга для учащегося, книга для чтения, кодоскоп, комментарий, коммуникативные игры, компакт-диск, комплекс учебный, комплекс учебных пособий, компьютер, компьютер персональный, компьютерная графика, компьютерная игра, компьютерная мультимедийная презентация, компьютерная программа-оболочка, компьютерные учебные программы, компьютерный учебный курс, концертный сеанс, курс дистанционный, лаборатория технических средств обучения, лингафонный кабинет, лингафонный класс, лингвистические словари, линейная программа, магнитофон, материал раздаточный, материал учебный, машина обучающая, машинный перевод, медиатека, методическая разработка, мнемоническая наглядность, мультимедиа, мультимедийная презентация, мультимедийные технологии, мультипликация, наглядная семантизация, наглядность, наглядность внешняя, наглядность внутренняя, наглядность графическая, наглядность динамическая, наглядность зрительная, наглядность мнемоническая, наглядность неязыковая, наглядность перцептивная, наглядность предметная, наглядность речевая, наглядность языковая, наглядные пособия, наглядные пособия визуальные, неязыковая наглядность, нит, новые информационные технологии (нит), образовательные интернет-технологии, образовательный портал, обучающая игра, обучающая машина, обучающая машина адаптивная, обучающая программа, обучающая система автоматизированная, обучающий алгоритм, оверхед-проектор, опора функциональная, орфографические словари, орфоэпические словари, памятка, паралингвистические средства, персональный компьютер (пк), перцептивная наглядность, пк, портал, портфель учителя иностранного языка, портфель языковой, пособие учебное, пособия наглядные, почта электронная, практикум, предметная наглядность, предметно-изобразительная наглядность, программа линейная, программа обучающая, программа обучения, программа разветвлённая, программирование, программированное обучение, программированные упражнения, программированный учебник, программные оболочки, прогресс научно-технический, проектор, прописи, пульт управления, работа лабораторная, рабочая матрица, радиопередача, разветвленная программа, разговорник, раздаточный материал, разработки, реальность виртуальная, режим общения синхронный, речевая наглядность, ролевая игра, самодиктант, самоучитель, светотехнические средства обучения, семантизация наглядная, сервер, сетевая технология обучения, сетевой курс, система дистанционного обучения, система сетевого дистанционного обучения, система «человек - компьютер», ситуация проблемная, ситуация речевая, ситуация стандартная, слайд, словари иностранных слов, словари картинные, словари лингвистические, словари орфографические, словари орфоэпические, словари правильности русской речи и трудностей русского языка, словари синонимов, словари толковые, словари учебные, словарь электронный, социальные сервисы, списывание, справочник, средства массовой информации, средства наглядности, средства новых информационных технологий, средства обучения, средства обучения аудиовизуальные, средства обучения аудиовизуальные технические, средства обучения аудитивные, средства обучения для преподавателя, средства обучения для учащихся, средства обучения звукосветотехнические, средства обучения звукотехнические, средства обучения светотехнические, средства обучения технические, средства общения, средства общения в интернете, средства общения вербальные, средства общения лингвистические, средства общения невербальные, средства общения речевые, средства общения экстралингвистические, средства учения, суггестивные средства воздействия, таблица, текстовый редактор, телевидение, телевизионный центр, телекоммуникации, телекоммуникационные проекты, телефильм, тетрадь с печатной основой, технические средства обучения (тсо), технические средства обучения визуальные, технологии информационные, технологии информационные новые, типовой учебный комплекс, толковые словари, транспарант, тсо, устный вводный курс, учебная лексикография, учебная письменная речь, учебная практика, учебная среда, учебник, учебник программированный, учебник электронный, учебное кино, учебное пособие, учебные интернет-ресурсы, учебные словари, учебный веб-сайт, учебный кадр, учебный комплекс, учебный комплекс типовой, учебный курс компьютерный, учебный материал, учебный предмет, учебный словарь, файл, фильмоскоп, фильмотека, фланелеграф, флэш-карты, фонограмма, фонотека, фонохрестоматия, форум, функциональная опора, хрестоматия, центр телевизионный, чат, электронная библиотека, электронная вычислительная машина (эвм), электронная доска, электронная педагогика, электронная почта, электронно-вычислительная машина, электронное обучение, электронный переводчик, электронный словарь, электронный учебник, электронный учебный курс, электрофон, эпипроектор, языковой портфель

Полезные сервисы

средства обучения аудиовизуальные

Методические термины

СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ АУДИОВИЗУА́ЛЬНЫЕ.

См. аудиовизуальные средства обучения.

Полезные сервисы

средства обучения аудиовизуальные технические

Методические термины

СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ АУДИОВИЗУА́ЛЬНЫЕ ТЕХНИ́ЧЕСКИЕ.

См. аудиовизуальные технические средства обучения.

Полезные сервисы

средства обучения аудитивные

Методические термины

СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ АУДИТИ́ВНЫЕ.

См. аудитивные средства обучения.

Полезные сервисы

средства обучения для преподавателя

Методические термины

СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВА́ТЕЛЯ.

Средства обучения, обеспечивающие организацию и проведение занятий по языку, а также способствующие повышению профессионального уровня преподавания. К ним относятся книги для преподавателя, инструктивные материалы, в том числе программы, методические пособия, а также учебные фильмы, фонограммы, компьютерные программы и др.

Полезные сервисы

средства обучения для учащихся

Методические термины

СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ ДЛЯ УЧА́ЩИХСЯ.

То же, что средства учения. Средства обучения, адресуемые учащимся и помогающие им в овладении языком. В первую очередь к таким средствам относится учебник, а также дополняющие его пособия в виде сборника упражнений, книги для чтения, справочника, словаря и др. Перечисленные средства могут входить в типовой учебный комплекс.

Полезные сервисы

средства обучения звукосветотехнические

Методические термины

СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ ЗВУКОСВЕТОТЕХНИ́ЧЕСКИЕ.

См. звукосветотехнические средства обучения.

Полезные сервисы

средства обучения звукотехнические

Методические термины

СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ ЗВУКОТЕХНИ́ЧЕСКИЕ.

См. звукотехнические средства обучения.

Полезные сервисы

средства обучения риторике

Педагогическое речеведение

Средства обучения риторике - это материальные источники информации, которые облегчают организацию учебного процесса, управление познавательной и практической деятельностью учащихся, отражают специфику данного учебного предмета.

Особенности С. о. р. определяются спецификой данного учебного предмета, его целью: обучение эффективному речевому общению (см. педагогическая риторика). Указанная цель позволяет выделить следующие функции С. о.: не только создание, но и видоизменение ситуаций общения, варьирование отдельных компонентов ее (например, адресата высказывания); предъявление образцов речевых жанров и образцов речевого поведения. Кроме того, формирование инструментальных знаний (один из компонентов содержания данного учебного предмета) предполагает инструктивную функцию С. о. р.

Для занятий по риторике в вузе и школе правомерны все основные виды С. о., оправдавшие себя в практике преподавания родного языка: печатные, звуковые, экранные, экранно-звуковые пособия. Однако соотношение их несколько меняется. Так, первостепенное значение приобретают видеофрагменты и видеофильмы, поскольку они обеспечивают звуко-зрительный синтез, необходимый для наблюдений над речевым поведением говорящих, и компьютерные программы, позволяющие моделировать и видоизменять ситуации общения. Необходимость организации широкой речевой практики учащихся позволяет говорить об особой роли раздаточного изобразительного материала.

Важность звуко-зрительного синтеза при обучении эффективному речевому общению дает основания говорить о специфике главного С. о. р. - учебника, о необходимости видеоучебника (Т.А. Ладыженская), дополнением к которому является традиционный, текстовой.

Для использования методов и приемов работы, указанных в концепции Т.А. Ладыженской, необходимы и некоторые новые виды С, о. р., например игровые атрибуты, облегчающие организацию риторических игр (помогающие учащимся, особенно младшим школьникам, войти в предложенную им речевую роль). Целесообразна синхронная разработка учебников и дополняющих их С. о. р., поскольку при этом осуществляется обоснованное распределение теоретического, практического и иллюстративного материала между компонентами комплекса, рациональное использование возможностей каждого компонента. Оптимальные условия для занятий по риторике создает кабинет риторики.

Лит.: Зельманова Л.М. и др. Оборудование учебных кабинетов русского языка и литературы (раздел «Средства обучения риторике») - М., 1995; Ладыженская ТА. и др. О новом курсе «Детская риторика»: Программа к новому курсу «Детская риторика» // Начальная школа. - 1994. - № 7. Развитие речи: Школьная риторика: 5 класс / Под редакцией Т.А.Ладыженской. Методический комментарий.-М., 1996.

Л.М. Зельманова

Полезные сервисы

средства обучения светотехнические

Методические термины

СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ СВЕТОТЕХНИ́ЧЕСКИЕ.

См. светотехнические средства обучения.

Полезные сервисы

средства обучения технические

Методические термины

СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ ТЕХНИ́ЧЕСКИЕ.

См. технические средства обучения.

Полезные сервисы